Размышляя о поэзии, начнем с ее определения. Следует отметить, что научное определение будет отличаться от определения данного поэтом. Стихотворение Бориса Пастернака «Определение поэзии» тому доказательство.
Это – круто налившийся свист,
Это – щелканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьев поединок [1, c. 295].
Научное определение поэзии дает автор «Словаря русского языка», доктор филологических наук Ожегов С.И. Он определяет поэзию, как «словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное» [2, с. 566].
Первые стихотворные произведения в форме гимнов появились уже в 23 веке до нашей эры. Они принадлежали жрецам и жрицам, которые в гимнах славили богов. Например, «Гимны Инанне» - богине Луны, в которых прославляются ее достоинства. Гимны Вед также были посвящены Богам.
Древнегреческая поэтесса Сапфо, жившая в 7 веке до нашей эры, прославляла красоту человеческого тела и любовные отношения. Сократ считал поэтессу своей наставницей, а Платон называл ее десятой музой. Поэтическая форма изложения мыслей философов была представлена и в космогонических, и эпических произведениях Гесиода и Гомера.
Поэзию всегда интересовал мир в его многогранности, пробуждая в человеке ощущение сопричастности окружающему бытию. Неслучайно философ-космист А.Л. Чижевский писал, что трудно осознать себя под черствым равнодушием природы [3 ].
Стройную теорию поэтического творчества дал Аристотель в «Поэтике». Он сближал поэзию с жизнью. Поэзия, по Аристотелю, - это подражание жизни, но не рабское подражание. Поэт может создавать образы, стоящие и выше действительности, и ниже ее. Он может допускать как изображение положительных сторон, так и изображение отрицательных сторон действительности. Более того, поэт может изображать невозможное, потому что невозможное может стать возможным. Термин «подражание» у Аристотеля имеет широкое значение, но основа подражания биологическая. Он
во многом отталкивался от Платона. Аристотель использовал его терминологию, но, при этом, вносил в термины свое понимание.
Платон в отличие от Аристотеля не создавал теории поэзии как искусства. Его замечания о поэзии имеют отрывочный характер. Поэзии Платон не посвятил ни одного из своих диалогов. Искусство, по его мнению, не ведет к пониманию идей, а отражает только то, что дают чувственные восприятия. Платон полагал, что художники и поэты далеки от чистого познания. У Платона «подражание» во всяком творчестве должно восходить к отвлеченному миру идей, а у Аристотеля целью «подражания» является изображение действительной жизни. В этом смысле, поэзия – это подражание действительности и вполне справедливо с современной точки зрения. Все поэты и художники берут свой материал из действительности. Чувств, каких человек не переживает, и образов, каких он не видит, поэт не может воспроизвести.
Аристотель связывает творчество с природой человека, в ней он видит основу творчества. Платон в диалоге «Ион» устами Сократа утверждал: «Поэты, творя, говорят много прекрасного о различных предметах… не от умения, а по божественному наитию, и каждый может хорошо творить только то, на что его подвигнула Муза» [4, c. 262].
Эстетические ценности, как и предметы познания, являются предметами духовной деятельности. Их создание и восприятие идентично творчеству. Словесное художественное творчество – это редукция вещей и отношений творца к тексту. Поэзия нацелена на акт трансценденции, позволяющей стать выше телесности и потребительских интересов.
В.И. Вернадский – ученый и философ, рассуждая о творчестве Гёте, писал: «это был натуралист-художник, который отражал свою научную работу в своем художественном творчестве и ясно сознавал неразвитость художественного и научного охвата «природы» [5, c. 246]. О своем времени Гете отзывался так: «забыли, что наука первоначально развивалась из поэзии» [5, c. 246].
И. Кант – немецкий философ XVIII века считал, что высшей целью философии является человек, который должен знать, уметь и верить. Это с полным правом можно отнести и к поэту. Поэт склонен к обобщениям, когда создает тот или иной поэтический образ. Он способен рефлексировать, его вера – это стремление к свободе и поиску смысла своего существования. Стоит задаться вопросом, а кто же Я в глубинах зыбких бытия? Быть может, Я есть только Я и все во мне со всеми я, но если Я есть только Я, к чему тогда мне жизнь моя? Смысложизненные вопросы побуждают человека к знанию, вере и умению. Он постигает ответы на эти вопросы в процессе становления, и активной вовлеченности его в познание внешних вещей и осознания смысла, целей и своего места в окружающем мире.
Стремление к поиску истины, не довольствуясь готовыми решениями, выливается в разные формы. Каждый в решении тех или иных вопросов выбирает свой путь. Кто-то довольствуется материальными интересами, а кто-то стремится, как Пастернак Б., раскрыть суть предмета. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, душевной смуте» [1 c. 300]. Эта способность к самоотдаче, нацеленность не на предмет, а на раскрытие его сути, составляет высокую степень духовности. Дух – это способность выхода в трансцендентный мир. Николай Бердяев считал, что «дух есть свобода и свободная энергия, которая прорывается в природный и исторический мир» [6, c. 441].
Духовность просветляет и преобразует человека, позволяя ему подняться над обыденной жизнью. Согласно Бердяеву, «человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку» [6, c. 443].
Поэзия, позволяя выйти за пределы обыденного опыта, погружает нас в интерсубъективную реальность, мир фантазии и мечты, а также постоянного поиска и преодоления себя. Это особое чувство, связанное с радостным восприятием жизни и верой в красоту и гармонию бытия. Следует радоваться всему, что приближает нас к красоте:
***
Благо, красота, добро,
от этих слов в душе светло.
Притягивает мир идей
нездешней прелестью своей. [7, с.13]
Красота, добро, благо, свобода – это и есть тот беспредельный идеал, к которому всегда стремились мыслители и поэты. Обращаясь к поэзии А.А. Фета, можно понять, как трудно бывает выразить в языке всю гамму чувств:
Как беден наш язык! – хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною,
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою [1, c. 200].
Обращаясь к поэту, Фет, отмечал: «Лишь у тебя поэт, крылатый слОва звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души и трав неясный запах» [1, c. 200]. Каждый поэт выбирает свой творческий путь. Писать хорошие стихи – это и есть самое важное умение для поэта. У творческих людей диапазон восприятия очень широкий. Они обладают чувствительностью значительно большей, чем обычные люди. Для творческих людей важно не только умение творить словесные художественные произведения, но и реализовать их.
Всегда приятно, когда понимаешь, что поэзия людям помогает. Особенно, когда твои стихи становятся созвучными душе других людей. У каждого человека есть любимые стихи и поэты. Проблема человека, его духовного мира, его веры и свободы относится к вопросам вечно живым, требующим постоянного и трепетного внимания к себе.
***
Тонка материя души,
сокрытая, как сон
в тиши, но
вдохновением озарима
сквозь темноту
сияет зримо. [8, с. 138].
Душа поэта всегда стремится к самовыражению, целью которого является стремление в людях желание приобщиться к прекрасному, научиться видеть красоту вокруг и всею душой чувствовать радость бытия.
О поэтах
Нерукотворные предметы
создают не вдруг поэты,
рвутся их сердца на части
у вдохновения во власти.
В глубину ныряют чувств,
с себя снимая лишний груз
домашних хлопот и забот,
творя стихи из года в год.
Их душа подобна бездне, но
притягательней, чудесней,
там смыслообразы витают
стереотипы все ломают.
Связаны с Творцом поэты
долгосрочностью обета –
искать по жизни красоту и
в душах пробуждать мечту. [ 9, с.113].
Подытоживая статью, следует отметить, что поэзия – это особый вид творчества, охватывающий всю многогранность бытия. Поэта заставляет обратиться к перу потребность в самовыражении, которая обусловлена его природой.
Библиографическая ссылка
Кузьмина Г.П. ФИЛОСОФСКИЕ РАЗДУМЬЯ О ПОЭЗИИ И ПОЭТАХ // Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология. 2025. № 1. ;URL: https://science-arthistory.ru/ru/article/view?id=11 (дата обращения: 18.09.2025).