Scientific journal
Scientific Review. Art history and Cultural science

PHILOSOPHICAL THOUGHTS ABOUT POETRY AS WELL AS POETS

Kuzmina G.P. 1
1 Chuvash State Pedagogical University
The purpose of the author's philosophical reflections on poetry and poets in modern society is the aspiration to reveal the meaning of poetry, its ability to go beyond physicality and consumer interests. Poetic creations are nothing but the result of the creator's spiritual activity. Aristotle gave a coherent theory of poetic creativity in Poetics. Poetry, according to Aristotle, is an imitation of life. A poet can create images that are both above and below reality. It can allow depicting both the positive and negative sides of reality. The term "imitation" has a broad meaning for Aristotle. He largely based himself on Plato, using his terminology. It is worth noting that Aristotle introduced his own understanding into Plato's terms. Plato's arguments about poetry are fragmentary. Art, according to Plato, does not lead to the understanding of ideas, but reflects only what sensory perceptions provide. "Imitation," according to Plato, in all creative works should go back to the abstract world of ideas. But Aristotle considers the purpose of "imitation" to be the depicting of real life, which is quite true from a modern point of view.
poetry
creativity
aesthetic values
transcendence
cosmology
imitation
image
reflection
spirit
spirituality
intersubjective reality

Размышляя о поэзии, начнем с ее определения. Следует отметить, что научное определение будет отличаться от определения данного поэтом. Стихотворение Бориса Пастернака «Определение поэзии» тому доказательство.

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок [1, c. 295].

Научное определение поэзии дает автор «Словаря русского языка», доктор филологических наук Ожегов С.И. Он определяет поэзию, как «словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное» [2, с. 566].

Первые стихотворные произведения в форме гимнов появились уже в 23 веке до нашей эры. Они принадлежали жрецам и жрицам, которые в гимнах славили богов. Например, «Гимны Инанне» - богине Луны, в которых прославляются ее достоинства. Гимны Вед также были посвящены Богам.

Древнегреческая поэтесса Сапфо, жившая в 7 веке до нашей эры, прославляла красоту человеческого тела и любовные отношения. Сократ считал поэтессу своей наставницей, а Платон называл ее десятой музой. Поэтическая форма изложения мыслей философов была представлена и в космогонических, и эпических произведениях Гесиода и Гомера.

Поэзию всегда интересовал мир в его многогранности, пробуждая в человеке ощущение сопричастности окружающему бытию. Неслучайно философ-космист А.Л. Чижевский писал, что трудно осознать себя под черствым равнодушием природы [3 ].

Стройную теорию поэтического творчества дал Аристотель в «Поэтике». Он сближал поэзию с жизнью. Поэзия, по Аристотелю, - это подражание жизни, но не рабское подражание. Поэт может создавать образы, стоящие и выше действительности, и ниже ее. Он может допускать как изображение положительных сторон, так и изображение отрицательных сторон действительности. Более того, поэт может изображать невозможное, потому что невозможное может стать возможным. Термин «подражание» у Аристотеля имеет широкое значение, но основа подражания биологическая. Он

во многом отталкивался от Платона. Аристотель использовал его терминологию, но, при этом, вносил в термины свое понимание.

Платон в отличие от Аристотеля не создавал теории поэзии как искусства. Его замечания о поэзии имеют отрывочный характер. Поэзии Платон не посвятил ни одного из своих диалогов. Искусство, по его мнению, не ведет к пониманию идей, а отражает только то, что дают чувственные восприятия. Платон полагал, что художники и поэты далеки от чистого познания. У Платона «подражание» во всяком творчестве должно восходить к отвлеченному миру идей, а у Аристотеля целью «подражания» является изображение действительной жизни. В этом смысле, поэзия – это подражание действительности и вполне справедливо с современной точки зрения. Все поэты и художники берут свой материал из действительности. Чувств, каких человек не переживает, и образов, каких он не видит, поэт не может воспроизвести.

Аристотель связывает творчество с природой человека, в ней он видит основу творчества. Платон в диалоге «Ион» устами Сократа утверждал: «Поэты, творя, говорят много прекрасного о различных предметах… не от умения, а по божественному наитию, и каждый может хорошо творить только то, на что его подвигнула Муза» [4, c. 262].

Эстетические ценности, как и предметы познания, являются предметами духовной деятельности. Их создание и восприятие идентично творчеству. Словесное художественное творчество – это редукция вещей и отношений творца к тексту. Поэзия нацелена на акт трансценденции, позволяющей стать выше телесности и потребительских интересов.

В.И. Вернадский – ученый и философ, рассуждая о творчестве Гёте, писал: «это был натуралист-художник, который отражал свою научную работу в своем художественном творчестве и ясно сознавал неразвитость художественного и научного охвата «природы» [5, c. 246]. О своем времени Гете отзывался так: «забыли, что наука первоначально развивалась из поэзии» [5, c. 246].

И. Кант – немецкий философ XVIII века считал, что высшей целью философии является человек, который должен знать, уметь и верить. Это с полным правом можно отнести и к поэту. Поэт склонен к обобщениям, когда создает тот или иной поэтический образ. Он способен рефлексировать, его вера – это стремление к свободе и поиску смысла своего существования. Стоит задаться вопросом, а кто же Я в глубинах зыбких бытия? Быть может, Я есть только Я и все во мне со всеми я, но если Я есть только Я, к чему тогда мне жизнь моя? Смысложизненные вопросы побуждают человека к знанию, вере и умению. Он постигает ответы на эти вопросы в процессе становления, и активной вовлеченности его в познание внешних вещей и осознания смысла, целей и своего места в окружающем мире.

Стремление к поиску истины, не довольствуясь готовыми решениями, выливается в разные формы. Каждый в решении тех или иных вопросов выбирает свой путь. Кто-то довольствуется материальными интересами, а кто-то стремится, как Пастернак Б., раскрыть суть предмета. «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, душевной смуте» [1 c. 300]. Эта способность к самоотдаче, нацеленность не на предмет, а на раскрытие его сути, составляет высокую степень духовности. Дух – это способность выхода в трансцендентный мир. Николай Бердяев считал, что «дух есть свобода и свободная энергия, которая прорывается в природный и исторический мир» [6, c. 441].

Духовность просветляет и преобразует человека, позволяя ему подняться над обыденной жизнью. Согласно Бердяеву, «человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку» [6, c. 443].

Поэзия, позволяя выйти за пределы обыденного опыта, погружает нас в интерсубъективную реальность, мир фантазии и мечты, а также постоянного поиска и преодоления себя. Это особое чувство, связанное с радостным восприятием жизни и верой в красоту и гармонию бытия. Следует радоваться всему, что приближает нас к красоте:

***

Благо, красота, добро,

от этих слов в душе светло.

Притягивает мир идей

нездешней прелестью своей. [7, с.13]

 

Красота, добро, благо, свобода – это и есть тот беспредельный идеал, к которому всегда стремились мыслители и поэты. Обращаясь к поэзии А.А. Фета, можно понять, как трудно бывает выразить в языке всю гамму чувств:

Как беден наш язык! – хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою [1, c. 200].

 

Обращаясь к поэту, Фет, отмечал: «Лишь у тебя поэт, крылатый слОва звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души и трав неясный запах» [1, c. 200]. Каждый поэт выбирает свой творческий путь. Писать хорошие стихи – это и есть самое важное умение для поэта. У творческих людей диапазон восприятия очень широкий. Они обладают чувствительностью значительно большей, чем обычные люди. Для творческих людей важно не только умение творить словесные художественные произведения, но и реализовать их.

Всегда приятно, когда понимаешь, что поэзия людям помогает. Особенно, когда твои стихи становятся созвучными душе других людей. У каждого человека есть любимые стихи и поэты. Проблема человека, его духовного мира, его веры и свободы относится к вопросам вечно живым, требующим постоянного и трепетного внимания к себе.

***

Тонка материя души,

сокрытая, как сон

в тиши, но

вдохновением озарима

сквозь темноту

сияет зримо. [8, с. 138].

 

Душа поэта всегда стремится к самовыражению, целью которого является стремление в людях желание приобщиться к прекрасному, научиться видеть красоту вокруг и всею душой чувствовать радость бытия.

 

О поэтах

Нерукотворные предметы

создают не вдруг поэты,

рвутся их сердца на части

у вдохновения во власти.

В глубину ныряют чувств,

с себя снимая лишний груз

домашних хлопот и забот,

творя стихи из года в год.

Их душа подобна бездне, но

притягательней, чудесней,

там смыслообразы витают

стереотипы все ломают.

Связаны с Творцом поэты

долгосрочностью обета –

искать по жизни красоту и

в душах пробуждать мечту. [ 9, с.113].

 

Подытоживая статью, следует отметить, что поэзия – это особый вид творчества, охватывающий всю многогранность бытия. Поэта заставляет обратиться к перу потребность в самовыражении, которая обусловлена его природой.