Научный журнал
Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология

ГАБИТАРНЫЙ ВИД КАК ТРАНСЛЯТОР ИЗМЕНЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Алехина Н.В. 1
1 Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
В статье предметом исследования выступает габитарный вид человека как знаково-символическая система. Дается краткий исторический обзор той информации, которая была заложена во внешнем виде человека в различные исторические периоды, приводятся примеры. В работе применялся культурно-исторический подход, который рассматривает изучение общества как реальность, в которой воплощен мир моральных, духовных и эстетических ценностей, а так же культурных смыслов и образов; использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. На основе знаково-символической системы (Р. Барт), автор делает попытку выяснить, что транслирует своей габитарностью человек XXI века, доказывая, что внешний вид является определенным транслятором изменений, происходящих не только в культуре, но и в глобально меняющемся мире в целом. Автор придерживается теории о том, что в настоящее время началось создание «новой знаково-символической среды, рождается новая культура, культура реальной виртуальности, которую на опыте вынужден познавать современный человек». А в виртуальном пространстве совсем не важно какого ты пола или какая одежда на тебе одета в реальности… Автор считает, что внешний вид молодого поколения сегодняшнего дня транслирует некий нейтральный уровень, где происходит скрытая борьба традиций и новаций.
культура
глобальные изменения
знаково-символическая система
реальная виртуальность
габитарный вид
одежда
1. Стрельченко В.И., Бун М.З. Переходные периоды в историческом процессе // Философия права. 2013. № 4(39). – С. 35 – 40.
2. Knigi.link. [Электронный ресурс]. URL: https://uchebnikfree.com/teoriya-kommunikatsii_1295/informatsionnoe-obschestvo-38591.html (дата обращения 16.06.2020)
3. Книга-энциклопедия. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. – М.: Рипол Классик, 2007. – 768 с.
4. Каршинова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». - Белые альвы. 2005. 64 с (С. 42)
5. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
6. Зенкин С. Ролан Барт и семиологический проект / Ролан Барт. Стстема моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство Сабашниковых, 2003, с. 10 - 21.
7. Библиотека Гумер. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. [Электронный ресурс] URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php (дата обращения 17.06.2020)
8. Академик. Словари и энциклопедии на академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8106/%D0%92%D0%98%D0%A0%D0%A2%D0%A3%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC (дата обращения 17.06.2020)
9. Российский институт стратегических исследований. Виловатых А.В. Разломы Арабского Востока. [Электронный ресурс]. URL: https://riss.ru/analitycs/41046/ (дата обращения 18.06.2020).
10. Молодежь 21-го века, насколько далеко зашла мода. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/instalady/molodej-21go-veka-naskolko-daleko-zashla-moda-podrostki-seichas-vygliadiat-kak-modeli-5e80a25401822a01b72241d8 (дата обращения 15.06.2020)
11. Сундук истории. Одежда Нового времени: общая характеристика. [Электронный ресурс]. URL: http://sundukistorii.blogspot.com/2013/12/blog-post.html (дата обращения 18.06.2020).
12. Энциклопедия моды. Стиль 1920-х годов. [Электронный ресурс]. URL: https://wiki.wildberries.ru/styles/%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C-1920-%D1%85-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2 . (дата обращения 18.06.2020).
13. Бажанова Л.М. Конфликт традиций и новаций в контексте глобализирующейся культуры. // Вестник ставропольского государственного университета. 68/2010. № 24. – С. 157

Введение. Мир меняется, меняется и культура… меняется так стремительно, что каждый день человек ощущает себя в какой-то новой, не понятной ему реальности. Современные ученые пытаясь осмыслить все происходящее оценивают состояние современной культуры как «критическое», кто-то считает его «кризисным», ряд ученых называют «пороговым» или «пограничным», а более эмоциональные - «межэпохальным».

Такое количество различных эпитетов в современной науке говорит лишь о той напряженной попытке осмыслить эти необратимые изменения в культуре и понять роль и место человека в ней.

С одной стороны, культура испытывает на себе появление новых механизмов во всех сферах глобально меняющегося мира и, конечно это вселяет гносеологический оптимизм. Но с другой культура сама влияет на эти изменения, выступая своеобразным катализатором новых социокультурных процессов.

Нередко подобное состояние в исторической науке рассматривается как «переходный период». Переходный этап от одного исторического периода к другому, то есть, «когда социокультурная ситуация выходит за границы прежнего качественного состояния, но еще не достигла совершенно другого, нового системного уровня» [1]. И этому новому системному уровню уже найдено название – «информационное общество» [2].

С какими новыми вызовами и проблемами столкнётся человек информационного общества мы можем только предполагать, а для того чтобы более точно делать прогнозы будущего, необходимо анализировать изменения тенденций развития современной культуры, которые в первую очередь проявляются в нашей повседневной жизни.

Целью исследования является попытка понять, что транслирует габитарный вид [3, с. 52] человек XXI века, и транслирует ли вообще, или просто «завис» в неком переходном периоде?

Материал и методы исследования. В исследовании применяется культурно-исторический подход, который рассматривает изучение общества как реальность, в которой воплощен мир моральных, духовных и эстетических ценностей, а также культурных смыслов и образов.

В исследовательской работе использованы различные материалы и источники: это исторические и культурологические научные теории переходных периодов в мировой истории и культуре, труды по знаково-символической системе, источники по истории народного костюма и моды, энциклопедические и статистические материалы.

Были использованы такие методы исследования как сравнительно-исторический, историко-типологический, семиотический и другие.

Результаты исследования и их обсуждение. Исторически по внешнему виду человека, его одежде, обуви, прическе, дополнениям, можно было прочесть не только отражение времени, но и культуры в целом, а также внутреннее, в первую очередь, нравственное содержание каждого. Ведь знаково-символическая система давала всю основную информацию…

Так вплоть до конца XIX века по внешнему виду можно было «прочесть» от 80 до 90 % информации о человеке: определить его возраст, вероисповедание, сословие, социальный статус, уровень дохода, семейное положение, принадлежность к определенной деятельности, или профессии и многое другое. Национальные особенности костюма прибавляли информацию о принадлежности к той или иной стране, к тому или иному региону, этносу. Например, в традиционном костюме замужних женщин на Руси, по высоте головного убора «кички», узнавали сколько у нее детей [4, с. 42], а в костюме девушки-невесты была зашифрована информация не только о том, сколько десятин земли дают ей в приданое, но и всегда присутствовали знаки-обереги [4, c. 56].

Если говорить о внутреннем содержании, то через габитарность, в первую очередь транслировались нравственные ценности как человека в отдельности, так и общества в целом.

XX век, век активной глобализации, приносит серьезные изменения в культуре, а вместе с трансформацией общества, меняется и габитарный вид. Так демократизация общества привела к демократизации костюма, а феминизм освободил женщин от корсетов и позволил появление в женской одежде многих мужских элементов и даже брюк.

Впервые в работе «Система моды» Ролан Барт рассматривает моду как семиотическую систему [5], в том числе исследуя одежду как целостные системы: «одежда-образ, реальная одежда и одежда описание». Он вводит в оборот новое понятие – вестиментарный код, считая что одежда, которую одевает на себя человек – это не только оболочка, защищающая его от воздействий внешней среды, но и некое зашифрованное сообщение… Именно Барт рассматривает одежду как форму выражения смыслов, которые обладают в первую очередь, рациональной программой…

Говоря о системе «реальная одежда» и выделяя функции данной одежды, Барт считает, что как только импровизированная вещь начинает тиражироваться массово, она становится стандартизированной и несет в себе не только определенную функцию, а уже как функцию-знак… Например: «шляпа ten-galon-hat (от дождя и солнца) - теперь уже чистый знак «американской западности»; «спортивная» куртка больше не имеет спортивной функции и существует лишь как знак, противопоставленный «нарядной» одежде; синяя рабочая спецодежда (blue-jean) сделалась знаком праздности.» [5, с. 157].

Конечно, к концу XX века мода становится доступной уже не только элите общества, а разработанный теоретиком семиотики Р. Бартом в 1967 году структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры, начинает терять свою актуальность. И сам автор считает свои исследования лишь экспериментом, а современные ученые вспоминают Р. Барта не как семиолога, а как критика, писателя-эссеиста, литератора, и его период увлечения семиотикой «с некоторым недоумением выносят за скобки как случайное увлечение структуралистской «научностью» напоминая, что сам автор недолюбливал свои слишком строгие научные работы…» [6, с. 10].

Необходимо отметить, что труд Р. Барта вышел накануне появления в 1969 году первой компьютерной сети, которая называлась ARPANET. Ее создателем стало Агентство Министерства Обороны США. Именно данная компьютерная сеть, стала прототипом сети Интернет. Уже к 1980 году в истории человечества «Сеть Сетей», получившая название ARPAINTERNET, а затем – Интернет [7]. К 1990 – м годам она становится «хребтом глобальной компьютерной коммуникации».

Последовательно и стремительно интернет стирает не только расстояния, но и границы и становится неотъемлемой частью жизни практически каждого человека, а появившаяся в середине XX века концепция «Информационного общества», начинает претворяться в жизнь…

Сегодня уже ни у кого нет сомнений, что в изменении современной культуры огромную роль играют информационно-коммуникационные и цифровые технологии. Все меняется. Время и информация становятся, пожалуй, самыми ценными ресурсами для человека XXI века. Вместе с этим меняется и габитарность.

Необходимо отметить, что и понятие мода приобретает совсем другое смысловое значение. Это уже не процесс создания и предложения чего-то нового известными кутюрье и дизайнерами, а скорее, чисто маркетинговый механизм. Не секрет, что с начала XXI века изменился сам подход к изготовлению «товаров народного потребления», в том числе и одежды. Сегодня человек своими приоритетами влияет на то, что будет предложено в следующих сезонах, он становится в первую очередь сотворцом и только в последствие - потребителем.

Теоретически данные изменения должны радовать, наконец пришло время, когда «лицо производителя» развернулось к «потребителю». Но на практике что мы видим? А видим мы серо-черную массу, которая своим габитарным видом выражает в лучшем случае, отстраненность, а в основном безразличие ко всему происходящему.

Говоря о системе одежды как формы, обладающей в первую очередь, рациональной программой и несущей в себе зашифрованное сообщение, возникает вопрос в чем же состоит рациональность этой программы в современной культуре?

Анализируя габитарный вид среднего и старшего поколения, поколений, которые сформировались до появления цифровых технологий, четко прослеживается знаково-символическая система, которая была заложена предыдущим, XX веком. Без особого труда считываем возраст человека, его социальный статус, приблизительный уровень дохода, принадлежность к определенной деятельности, или профессии, уровень образования и воспитания, из провинции он или городской. Бесспорно, люди живущие в больших мегаполисах, предпочитают более утилитарную одежду, а для тех, кто живет в провинции, явно прослеживается наличие региональной функции, то есть выход на улицу как некий мини-праздник, к которому необходимо тщательно подготовиться.

Если говорить о трансляции внутренних показателей, то видно, что нравственные ценности для этих поколений не «пустой звук», и знаково-символическая система в этом случае еще работает, давая до 50 % информации.

Появление глобальной сети интернет и социальных сетей создали для человека совсем другой мир – мир виртуальной реальности, который все больше и больше заполняет собой реальное пространство, появляется новое понятие «культура виртуальной реальности». Словосочетание, которое несет в себе некие абстрактные смыслы… Если посмотрим в философский словарь, то дефиниция слова «виртуальность (от лат. virtualis- возможный) – это объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определенных условиях Эти условия по-разному эксплицируются в различных подходах к виртуальности. При онтологической трактовке виртуальность рассматривается как некоторое потенциальное состояние бытия, наличие в нем определенного активного начала, предрасположенность к появлению некоторых событий или состояний, которые могут реализоваться при соответствующих условиях.» [8]. Cложно, запутано и даже противоречиво…

Дефиниция «реальность — (от позднелатинского. realis вещественный, действительный), существующее в действительности». Отчетливо видно, что в самом словосочетании «виртуальная реальность» изначально заложены несостыковки и противоречия… Несмотря на это, данный термин прочно закрепился в научной литературе.

Современный ученый М. Кастельс, в своей монографии «Информационная эпоха: экономика, общество и культура», новый виток в развитии называет «Культура реальной виртуальности» и считает, что эта «культура создается из коммуникационных процессов. А все формы коммуникации, основаны на производстве и потреблении знаков. Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Поэтому исторически специфичным в новой коммуникационной системе, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности» [7].

Свой научный труд М. Кастельс опубликовал накануне начала XXI века, накануне всплеска развития цифровых технологий… Сегодня мы понимаем, что реальная виртуальность существует, а ее строительство идет полным ходом. Особенно это видно по молодому поколению, поколению, которое уже явно проживает свою жизнь, пока еще, между двумя мирами, реальным и виртуальным. Мы видим с каким нежеланием они вынуждены отвлекаться от своей уже привычной им виртуальности…

Возвращаясь к теме нашего исследования, попытаемся понять, что же транслирует габитарный вид этого нового поколения? Какие знаки и символы подают они миру? И какую информацию можно прочесть по их внешнему виду? И тут традиционная знаково-символическая система дает сбой. Причем данная тенденция наблюдается в глобальном масштабе, не зависимо от страны, даже в странах с традиционной культурой, например арабских странах, где так же происходят серьезные глобальные изменения [9], а в месте с этим меняется внешний вид, в первую очередь молодежи.

Анализируя габитарный вид молодежи, девушек можно четко разделить на две основные группы, одна из которых подчеркнуто, можно даже сказать, демонстративно сексуальна, а другая – мужеподобна. Во внешнем виде юношей тоже прослеживается две основные тенденции: одни – подчеркнуто брутальны, а другие в своем образе все больше и больше уподобляются «слабому полу».

Какое же сообщение мы можем зафиксировать, если в габитарности нового поколения все труднее и труднее определить даже половую принадлежность, не говоря уже о некой другой информации?

Все чаще в интернет пространстве встречаешь такие рассуждения: «Вот скажем, большинство парней сейчас, имеют модельную и более женственную внешность, нежели брутально-мужскую, а это раздражает. А девушки в свою очередь, делают себе мужские (короткие) стрижки и перекрашивают волосы, одеты в принципе, как и парни. И как итог, бывают такие моменты, что с первого раза тяжело понять, перед вами девушка или парень…» [10]. Причем озадачены данной ситуацией не только взрослые люди, но и сама молодежь… и данная тенденция только нарастает…

Кто-то может возразить, что это такие модные тенденции и в истории моды такие примеры есть… Так в эпоху Нового времени в европейской моде «от мужчины ожидалось проявление не столько физической силы, сколько изящества и утонченности» [11]. Но в этом примере знаково-символическая система «говорит» в первую очередь о социальной иерархии и принадлежности человека к элите. Можно вспомнить другой пример, стиль «Гарсон» (от французского garçon - мальчик) в женской одежде начала XX века, когда «дама новой эпохи наравне с мужчинами имела высшее образование и хорошую работу, водила автомобиль и играла в гольф, проводила время на теннисном корте и курила сигареты» [12]… И в этом примере – явные проявления изменений в европейском обществе, которое захватил феминизм… Тут, для скептиков, уместно напомнить, что мода – это кратковременное господство вкуса и в культурно-историческом контексте ключевой роли не играет, а является лишь отражением изменений культуры.

Но тогда почему в массовом масштабе происходит «размывание» половой принадлежности во внешнем виде нового поколения? Игра времени? Очередной эксперимент культуры? «Зависание» в новом, переходном, периоде истории? Или более серьезное зашифрованное сообщение?

Заключение. В заключении можно отметить, что, бесспорно, мир меняется. С процессом глобализации он усложняется, усложняются его системы, структуры и технологии. Вместе с ним меняется и габитарность человека, которая, наоборот, не просто стандартизируется, а постепенно теряет свой семиотический язык.

Автор придерживается теории о том, что в настоящее время началось создание «новой знаково-символической среды, рождается новая культура, которую называют культурой реальной виртуальности и человек вынужден на своем опыте познавать ее» [7]. А в виртуальном пространстве совсем не важно какого ты пола, как ты выглядишь или какая одежда на тебе одета в реальности…

По мнению автора внешний вид молодого поколения сегодняшнего дня транслирует некий нейтральный уровень, где происходит скрытая борьба традиций и новаций. Безусловно, традиция в культуре несет в себе такие характеристики как стабильность и устойчивость, а вместе с тем и инерционность, то есть бездеятельность и даже косность… Нельзя не согласиться с мнением о том, что «благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия» [13]. И тут возникает новый вопрос какой культурный опыт будет необходим для «нового человека», человека, проживающего свою жизнь в реальной виртуальности?

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать выводы, что в связи с исследованием данной темы появляются все новые и новые вопросы, которые требуют дальнейшего поиска ответов на них…

Да, мир кардинально меняется. С его изменением меняется и сам человек, его внутренние установки и внешние проявления, а габитарный вид является определенным транслятором изменений происходящих не только в культуре, но и в глобально меняющемся мире в целом.


Библиографическая ссылка

Алехина Н.В. ГАБИТАРНЫЙ ВИД КАК ТРАНСЛЯТОР ИЗМЕНЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН // Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-arthistory.ru/ru/article/view?id=1 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674