Введение. Окружающий мир, его события и люди нами воспринимаются слуховыми, зрительными, обонятельными и осязательными образами. Эти образы возникают у нас как отклик на позитивные и негативные явления: образ шмеля в музыке Н.А. Римского-Корсакова, образ войны в скульптурной композиции Е.Е. Вучетича, ароматный образ свежего хлеба как результат творчества пекаря, шероховатый образ поверхности земли как воспоминание о детстве… Образы, образы, образы… Самыми яркими из них являются картины, выписанные рукой художника.
С древнейших времен мастера кисти старались донести до сознания самые яркие образы людей, показать через цвет их значимость, вклад в нашу жизнь и благополучие. С портретов на нас смотрят лица добрые и злые, красивые и не красивые, величественные и жалкие… Одним из уникальных явлений в изобразительном искусстве стало отражение образов «солдатских кормильцев-поильцев», известных интендантов, руководителей тыла [см.: 3; 5].
Цель исследования. Целью было представить комплексный анализ отношения художников и скульпторов к личному восприятию образов тыловиков.
Материал и методы исследования. При написании статьи использовался фактический материал работ художников и скульпторов [см.: 1; 4; 6]. Основными методами стали наблюдение, критический и диалектический анализ данного материала.
Результаты исследования и их обсуждение. Французский живописец при дворе Наполеона А.-Ж. Гро писал портреты императора и его близких. Среди работ художника значима картина с изображением разбогатевшего на поставках генерал-интенданта П. Дарю. Интересен образ другого интенданта наполеоновской эпохи, маркитанта британской армии Дж. Паруасьена – грудь свободна от боевых наград, но взор надменен, вид напыщен… Портрет написан перуанским художником Х.Х. де Кастро и Моралес.
Знаменитый российский интендант, один из создателей этого ведомства генерал Е.Ф.Канкрин в парадном виде удостоен чести быть увековеченным на полотне придворного художника Е. Ботмана. Совсем иным, неутомимым тружеником он показан в акварели неизвестного русского художника 1820-х гг.
«Отцом всех русских моряков» называли генерал-интенданта флота И.Л. Голенищева-Кутузова. Он смотрит на нас с портрета, написанного русским художником Д. Левицким. Вкомиссии «для рассуждения о нуждах армии» в 1801 г. председательствовал генерал-интендант Д.П. Волконский. Своё влияние на тыл армии он не растерял спустя многие годы. Образ генерала-тыловика написан живописцем В. Боровиковским.
В 2022 г. мы отмечали 210-летие Бородинского сражения. Одним из ярких образов этой эпохи был генерал-интендант 2-й армии А.П. Юшневский. Заботливо и грустно он взирает нанас с акварели Н. Бестужева.
Суровый образ настоящего офицера, начальника тыла Закавказского фронта генерал-лейтенанта И.Л. Хижняка выведен скульптором В. Мухиной.
Ценно, что в изобразительном искусстве запечатлены образы создателей современной системы материального обеспечения Вооруженных сил Российской Федарции, в частности генерала армии А.В. Хрулёва и Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.
Самые ранние изображения А.В. Хрулёва относятся к работам одного из основоположников тоталитарного метода в искусстве – социалистического реализма живописца А. Герасимова [см.: 8]. Традиционно на полотнах соцреалистов выводился образ «вождя всех народов» Иосифа Сталина в окружении сподвижников. Среди близких к вождю людей был и Хрулёв. Однако он никогда не афишировал своего положения, старался быть в тени, скромно находился затеми, чьи имена тогда гремели, а теперь мы о них с трудом вспоминаем. Судить нужно поделам, а не по положению [см.: 7].
Монументальное полотно «Первая конная армия», написанное в 1935 г., хранится вТретьяковской галерее. Как и положено на таких картинах люди второго, третьего и последующего рядов – лишь фон для величия Сталина. И если бы стоящий перед вождём Щаденко сдвинулся бы чуть влево, мы бы вовсе не увидели оценивающий взгляд Хрулёва.
Вторая, не менее известная картина кисти Герасимова, «Гимн Октябрю». Написана вроковом 1942, хранится в экспозиции Государственного русского музея.
Сюжет этой картины полностью выдуман художником: никто в самый разгар войны, когда враг ещё был рядом с Москвой, не собирался бы на торжественные заседания. Все персонажи, а на картине выведено более 200 образов реальных людей, Герасимовым писались по памяти. Примечательно, что художник на своём полотне отвёл место главному снабженцу Красной Армии. Он сидит за столом по правую руку от вождя. Конечно, это символ особого признания.
Самым известным портретом «великого тыловика» считается образ, выписанный российским художником С. Присекиным. Это относительно небольшая картина. Написана она была в 2010 г., хранится в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве. Чуть в сторону от нас, как бы куда-то вдаль обращён взгляд генерала. Художник подчеркивает его скромность и целеустремлённость: этот генерал приказывает не нам, он, впервую очередь, напоминает себе о важности снабжения армии и флота. Фон за плечами Хрулёва не светлый, но и не тёмный, как сама его эпоха; куда-то вверх исчезает, рассеивается темнеющее пятно невзгод, а за плечами героя, словно «нимб добра», разливается лазоревая дымка…
Андрей Васильевич персонаж не только российский, советский. Художник подчеркивает его общемировое значение и заслуги наградами: рядом с орденами и медалями СССР, как напоминание о послевоенном восстановлении Варшавы, польский Крест Грюнвальда. Здесь же награды Чехословакии, Югославии и Кореи.
В экспозиции того же музея находится ещё один портрет Хрулёва, написанный художником Е. Корнеевым. Генерал на нём ещё молодой, он уже достиг высокого положения, но это ещё не конец войны. Образ представлен между 1943 и 1944 гг. Взор отстранённый. Серый фон заспиной, как плохо выкрашенная стена, напоминает о тяжёлом времени. Лицо доброе, но стальные глаза… они выдают твёрдость и упорство в делах.
Молодой российский художник А. Шумейко увидел «великого интенданта» в форме победителей, участников Парада Победы 1945 г. Образ послевоенный. Накартине человек, проживший большую и полную жизнь, готовящийся к отдыху. В 1951 г. он уйдёт в почётную отставку, отдаст себя общественной жизни…
Мы привыкли видеть Андрея Васильевича облачённым в военный мундир, строгий стиль которого стал символом его отношения к вещевому обеспечению воинов. Тем поразительнее маленький портрет работы А. Важнева, написанный в 2019 г. Хрулёв на ней совсем домашний, в затрапезном виде, с широкой доброй улыбкой. Для художника важно было показать, что это не бравый генерал, а человек, такой же, как мы с вами. Он не прячет недостатки – полноту, щербинки зубов, короткий седой ёжик волос, густые стариковские брови – скорее выпячивает их. Только такой добрый и заботливый дедушка смог в тяжёлую военную годину поднять неподъёмный тыл.
Рассказ о художественном образе А.В. Хрулёва будет не полным, если не упомянуть его скульптурные изображения.
В России в последние годы установлены два самых известных бюста легендарному тыловику – один в Санкт-Петербурге работы А. Игнатова, второй в Хабаровске. Оба они призваны напоминать нам, потомкам о том огромном вкладе, который прославил воинов Великой Отечественной, об их усилиях и заботах о настоящем и будущем.
Уникальное место в отечественном изобразительном искусстве занимают работы, посвящённые заместителю министра обороны по тылу Маршалу Советского Союза И.Х.Баграмяну.
По всей видимости, и сам военачальник, и художники любили этот образ. Не случайно портретов Баграмяна – графических, живописных, скульптурных – сегодня насчитывается несколько десятков. Познакомимся с наиболее известными из них.
То ли в шутку, то ли всерьёз народ наделил Баграмяна особыми качествами. Ветераны войны во время застолий, хозяйки на кухнях и даже политики на заседаниях часто повторяли: «Самый храбрый из армян – это Маршал Баграмян!». И недалеки были от истины.
В 1942 г. известный советский живописец П. Котов задумал написать серию портретов выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Среди них был портрет генерала армии И.Х. Баграмяна, законченный в 1946 г. Картина написана в строгой простой манере. Ярким пятном выделяется лицо военачальника. Оно красноречиво свидетельствует одоблести генерала, его уме и духовной силе. От лица во все стороны в полутьму убегают контуры предметов мебели и формы генерала. Художник работал на противопоставлении темно-зеленого, символизирующего военную сферу, и золотого, указывающего на истинное благородство.
Взгляд И.Х. Баграмяна на картине обращён чуть в сторону. Это придаёт ему некоторую задумчивость и усталость, намекает на житейскую мудрость. Действительно к тому времени герой уже успел себя ярко проявить и, казалось, он сделал все свои великие дела… Сегодня этот портрет экспонируется в залах Третьяковской государственной галерее в Москве.
Самому И.Х. Баграмяну больше всего нравился портрет, написанный великим армянским советским художником Мартиросом Сарьяном в 1947 г. в фовистской манере. Почему генералу так приглянулась эта работа? На ней Иван Христофорович в домашних условиях, на даче. Из наград только золотая звезда Героя Советского Союза. Послевоенный мундир. Неужели это из-за земляческих предпочтений?
На самом деле, как человеку с юга ему понравился светлый образ, яркий цветущий фон, лицо не воина, а простого, гуманного человека, с добродушной и приветливой улыбкой. Вспоминая об образе, показанном в этой работе, художник писал: «Когда после войны явпервые увидел Баграмяна, даже немного был смущён – передо мной стоял обыкновенный, простой человек в военной форме, с ладной осанкой, скромный, несколько стеснительный. Но я почувствовал в нём большую силу, мощь, волю, доброту. Здесь уж я не ошибся. Баграмян не просто герой – он народный герой, в нем воплощены мужество нашего народа, его боевой дух. Вот таким я и пытался изобразить на холсте нашего героя, земляка, нашего Ованеса» [2, с. 266].
«Чем мне нравится мой портрет, написанный Сарьяном? – Говорил И.Х. Баграмян. – Прежде всего настроением. Безмятежное, спокойное настроение военного человека после победы, вмирное время. Человека, пережившего войну, охваченного думами и мыслями о будущем… Есть в нём уверенность, гордость за победившую армию, за победивший народ, запобедившую страну…» [2, с. 266].
Сегодня этот портрет находится в экспозиции Армянского музея Москвы.
С группового портрета, написанного Д. Налбандяном, всё с той же доброй располагающей улыбкой на нас смотрит заместитель министра обороны по тылу Маршал И.Х. Баграмян. Он слева. Рядом с ним крупные политические деятели Советского Союза Анастас и Арутюн Микояны. Картина написана в 1963 г., экспонировалась в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве.
На портрете военачальник уже в возрасте, к тому времени ему 66 лет, несколько располнел, поза расслаблена, взгляд отстраненный. Вместе с тем мундир на нём сидит элегантно, ощущается сила и мягкая властность его обладетеля. Художник намеренно не стал акцентировать внимание зрителя на наградах маршала, повернув его таким образом, что даже звезда героя чуть различима. Рядом сидят не менее заслуженные люди – не следует выделяться среди равных.
И все-таки Баграмян на этом портрете хозяин: он выше других расположен, перед ним ваза сфруктами и турка, фигура маршала занимает больше, чем треть пространства полотна.
В 1977 г. Маршал И.Х. Баграмян был удостоен второй звезды Героя Советского Союза. Ему 80 лет. Он отошёл от активной воинской деятельности. К этому времени относится парадный портрет военачальника, написанный И. Пензовым. Картина монументальная, экспонировалась в Центральном доме художников СССР (России).
Портрет написан в тёплых тонах. Маршал на нём почти в полный рост. Центральное место отведено лицу. Неизменен чуть грустный взгляд добрых глаз. Конечно же художник польстил военачальнику, изобразив его довольно молодым и полным сил. О прошедших годах свидетельствует «иконостас» советских и зарубежных наград. Из-за них картина получилась тяжеловесной. Грудь маршала конкурирует с его лицом за обладание центральной позицией в портрете.
К 1970-м гг. относится и портрет И.Х. Баграмяна, созданный художником Ф. Коняхиным. Как и многие до него Фёдор Митрофанович отмечал удивительную человечность, доброту, мудрость, тактичность и деликатность маршала.
Вспоминая о нём, художник позднее напишет: «Иван Христофорович оказался человеком большой, многосторонней культуры, знакомым со многими художниками и писателями. Мы много говорили о предназначении искусства, и он неизменно проявлял тонкое знание этого предмета» [2, с. 292].
Так создавался образ человека мудрого и воинственного, но очень доброго, внимательного, хлебосольного. Этот портрет экспонируется в Музее революции в Ереване. О нём мы можем судить по карандашному эскизу, оставленному художником.
Отметим, что все эти работы прижизненные. Были и посмертные картины, созданные повоспоминаниям и впечатлениям о маршале.
К последнему году войны зрителя отсылает картина художника Е. Корнеева, написанная в2013 г. и выставлявшаяся в Центральном Доме Российской Армии в Москве. Портрет почти квадратный. Генерал армии И.Х. Баграмян на нём в напряжённой позе, готовый кдействиям, как бы на миг остановился и присел только для того, чтобы попозировать живописцу. Выписанные детали, богатые предметы интерьера, порядок в комнате – все это черты современного натурализма в сочетании с иконной манерой.
Необычно образ маршала представлен в работе художника Г. Караманукяна. Портрет создан в экспрессивной манере кубизма. Образ, как мозаика, собирает в себе многогранные таланты И.Х. Баграмяна. Собирательность не только в манере художника, но и в элементах портрета: художник одномоментно использовал образы, выведенные Ф. Коняхиным и И. Пензовым.
Многочисленны образы маршала И.Х. Баграмяна, увековеченные скульпторами.
В 2003 г. в центре Еревана в парке Победы был открыт монументальный конный памятник Баграмяну. Авторами памятника стали скульптор Карагезян и архитектор Аревшатян. Военачальник на нём представлен в виде средневекового героя. Он восседает на мерно ступающем коне. С учётом того, что И.Х. Баграмян служил в кавалерии лишь на заре своей воинской карьеры, этот образ скорее мифологический, чем реальный. Очень выразительными получились образы маршала, увековеченные в его скульптурных портретах, хранящихся на родине героя в Армении. Это – памятник в Степанакерте и бюст в музее дружбы армянского и российского народов в Ереване.
Большое количество памятников И.Х. Баграмяну появилось в последнее десятилетие. Это связано с увековечением памяти Великой Победы и её героев. В 2016 г. трёхметровый памятник маршалу был открыт в сквере Танкистов г. Орла. Скульптор А. Рывкин, архитектор В. Вермишян. В 2018 г. бюст освободителю Витебской земли работы скульптора С. Арутюняна и архитектора А. Сардарова был установлен в Городке (Беларусь). Другой бюст ему был установлен в мемориальном комплексе «Тербунский рубеж» в Липецкой области в 2019 г.; скульптор А. Сулин. Наконец, в 2021 и 2022 гг. к 75-летию Победы и 125-летию со дня рождения И.С. Баграмяна ему были открыты памятники в Москве (автор А. Татевосян), Ростове-на-Дону (автор Н. Киракосян) и Сочи. Художественную особенность имеет памятник Маршалу И.С. Баграмяну, установленный в Гусеве Калининградской области. Этот памятник отличается тем, что представляет военачальника динамично и вполный рост. Географически эта скульптура самая западная. Находится она во дворе местного Дома офицеров, у штаба 11-го армейского корпуса, которым командовал И.С.Баграмян.
Заключение. Образы… Образы, образы… Бессмертные образы Великих людей! Примечательно, что они продолжают будоражить наше сознание и сегодня. Благодаря труду отечественных и зарубежных художников и скульпторов эти образы создают реалистичное представление об изображенных на них персонажах. Это делает произведения искусства сильнейшим средством в деле воспитания военнослужащих, в частности, связанных сматериальным обеспечением армии и флота.
Библиографическая ссылка
Постников С.В. «ХУДОЖНИКИ И СКУЛЬПТОРЫ СОЗДАВАЛИ ЕГО ПОРТРЕТЫ, ДОКУМЕНТАЛИСТЫ ЗАПЕЧАТЛЯЛИ ЕГО ОБРАЗ НА КИНОПЛЕНКЕ, ПИСАТЕЛИ И ЖУРНАЛИСТЫ ПИСАЛИ КНИГИ И ОЧЕРКИ О НЁМ…»: образы руководителей Тыла Вооруженных Сил в изобразительном искусстве // Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология. – 2023. – № 1. ;URL: https://science-arthistory.ru/ru/article/view?id=7 (дата обращения: 23.11.2024).