«Неутомимый Морриконе» продолжает жить в своей музыке…
Тинякова Елена
«Я всегда говорил, что, по моему мнению, цель музыки в кино
передать то, что не видно в кадре или не сказано в диалогах.
Это что-то абстрактное, наступающее издалека… и это должно
привносить значение в фильм».
Эннио Морриконе
Введение.
Итальянский композитор Эннио Морриконе хорошо известен в России. Не ошибка будет сказать, что Москва «пропитана» его музыкой. Композиции Э.Морриконе исполнялись во многих городах России. Однако при его жизни книгу о нём написать еще не успели. Он был слишком производителен в композиции музыки. Очень неохотно авторы статьи пишут «был». В ночь на 6 июля после неудачного падения он скончался в клинике Рима. Весь музыкальный мир потрясла ужасная новость: итальянский композитор Эннио Морриконе скончался на 92-м году жизни[1]. Морриконе−один из самых известных современных композиторов, двукратный обладатель престижной премии «Оскар», трёх «Золотых глобусов» и многих других престижных наград, автор музыки более чем к 400 кинокартинам, человек, внесший огромный вклад в историю музыкальной культуры всего человечества[2].
Будущий композитор вырос в музыкальной семье. Его отец был известным в Риме трубачом, и сын без сомнений последовал его примеру, выбрав профессию музыканта. Но тяга к композиции взяла своё, и постепенно имя Эннио Морриконе стало вплотную ассоциироваться с киномузыкой. Популярность к композитору пришла после работы с культовым итальянским режиссёром Серджио Леоне, по воле случая оказавшегося одноклассником композитора. Леоне вспоминал, что при первой встрече композитор его даже не узнал и подчёркивал, что остановил выбор на Морриконе именно как на профессионале, а не по другим качествам.
Цель исследования.
В статье была поставлена цель сделать акцент на главные черты творчества итальянского композитора киномузыки, которые перевели его музыку в безвременность и создали его массовую популярность. Это теоретически необходимо для определения путей развитий популярной музыки, особенно музыки кино. Э.Морриконе говорил: «Самое главное – это качество. Я надеюсь, люди запомнят, что моя музыка обладала качеством. Иногда меня просят написать что-то простое, так как история фильма простая. Но я всегда стараюсь создать что-то уникальное»[3]. Итальянский композитор стоял на перекрёстке трёх видов искусств: популярной музыки, кино и телевидения. Вот это его «музыкальное качество» и захотели раскрыть авторы статьи.
Материал и методы исследования.
Проследим путь композитора, который привёл его к вершинам творчества. Родился Эннио в семье джазового трубача в столице Италии Риме. В 9 лет он уже был студентом консерватории Святой Цицилии в Риме, где проучился 11 лет. По окончании он получил сразу три диплома: по классу трубы, оркестра (фанфар) и композиции. Свои первые музыкальные произведения Морриконе начал сочинять ещё во время учёбы в консерватории. Это были аранжировки народных песен, музыка для радио, телевидения и театра. Определённую практику давала игра партии второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, также он играл в ночных клубах и отелях Рима, позже устроился музыкантом в театр. Композитором в театре он проработал с 1946 по 1950 год. До 1960 года он занимался обработкой музыки для радио и телевидения. Постепенно начинают выходить его самостоятельные первые работы: музыка к фильму «Смерть друга» (1959), кинолента «Фашистский вожак»(Il Federale, 1961), который считается первым его фильмом. Потом активно аранжирует музыку для телешоу и, наконец, активно переходит к жанру спагетти-вестернов. С этим жанром чаще всего ассоциируется его фамилия. Слава в Италии пришла к композитору в 33 года.
На дорогу к успеху Э.Морриконе вышел с режиссёром Серджио Леоне. Первый фильм, принёсший успех, был «За пригоршню долларов» (1964). Лучшими фильмами стали в этом творческом содружестве: «Хороший, плохой, злой», «На несколько долларов больше», «Однажды в Америке», «Однажды на Диком Западе». Фильмы, сделанные в творческом союзе с С.Леоне, прославили Э.Морриконе на весь мир. Постепенно весть о мастерстве Э.Морриконе привлекла других режиссёров: Джилло Понтекорво, Мауро Болоньини, Пьер-Паоло Пазолини, Майкл Николс, Педро Альмодовар. Морриконе стали приглашать аранжировать песни для таких известных певцов как Джанни Моранди, Марио Ланца, Мирандо Мартино и других[4].
Музыка Морриконе звучала не только в европейских фильмах, но и голливудских.Слава о мастерстве итальянского композитора киномузыки дошла до Соединённых Штатов Америки. В Голливуде его приняли с распростёртыми руками. Композитор успешно сотрудничал в Голливудском кинематографе с Романом Полански, Оливером Стоуном, Брайан Де Пальма и другими. Его неоднократно приглашали работать в США. Однако Э.Морриконе остался в Италии и так до конца и не выучил английский язык.
Дважды за свою карьеру Эннио Морриконе снимался в фильмах, к которым писал музыку. Кроме киномузыки композитор писал инструментальную камерную музыку. Он часто сотрудничал с певицей Эддой ДельэОрсо, которая исполняла бессловесные вокальные партии для его композиций. Песни со словами композитор не очень любил. Потому что музыка кино в его концепции как бы раскрывала души актёров, поддерживала подтекстовое содержание фильмов.
Замечательное творчество Э.Морриконе получило признание прежде всего в его родной Италии. Он −Командор ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (1995), Великий офицер ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2005), Кавалер Большого креста ордена "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2017). 9 раз ему присуждали национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло». Эта премия вручается с 1956 года Итальянской Академией Кинематографии. Она подобна американскому «Оскару» и отмечает лучшие итальянские и зарубежные фильмы. Награда представляет собой золотую копию Давида итальянского скульптора XV века Донателло.
К самым известным фильмам с музыкой Э. Морриконе относятся «Призрак оперы», «Джанго освобождённый», «Однажды в Америке» и «Профессионал»[3].
В 2016 году в Московском Кремле состоялся концерт музыки Эннио Морриконе, который организовал его сын Андреа. Итальянский композитор сочинял музыку и к русским фильмам. В 1969 году фильм «Красная палатка» вышел на экраны с двумя фамилиями: Эннио Морриконе и Александр Зацепин. Продюсёры опасались, что фильм только с русской фамилией не возьмут для проката на Западе. Сын композитора Андреа сказал, что этот фильм и его музыка открыли миру настоящую Россию[4]. В 2004 году на российские экраны вышел фильм-драма режиссёра Владимира Хотиенко «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки. Музыку к фильму пригласили написать Э.Морриконе, и он согласился. Несмотря на то, что Морриконе часто бывал в России, он открыто не признавался, что любит эту страну. Его музыкальное сопровождение к фильму «Профессионал» режиссёра Жоржа Лотнера, вышедшего на экран в 1981 году, принесло славу и известность композитору у советских зрителей. Фильм наградили главной кинематографической премией Франции «Сезар», которая вручается с 1976 года Академией кинематографических искусств и техник. Премия получила название в честь французского скульптора Сезара Бальдаччини. Морриконе вышел на эту премию Франции помимо эстетических достоинств музыкального оформления фильма ещё и потому, что в фильме участвовал знаменитый французский актёр Жан-Поль Бельмондо. Знаменитую мелодию Chi mai очень часто крутили по радиовещанию, и сам композитор её немного не долюбливал за это. Но однажды на концерте в России композитор увидел, что зал просто разнесло после того, как прозвучал последний аккорд темы из музыки к фильму «Профессионал». Зрители были без ума от этой мелодии, готовы были слушать её снова и снова. В такой сильной реакции слилась любовь русских слушателей к французскому шансону и итальянским песням. Тогда Эннио Морриконе пожал плечами в недоумении и сказал: «Не могу понять этих русских». С тех пор каждое выступление в Москве он начинал с темы фильма «Профессионал». И скажем в шутку, он объяснял это тем, чтобы потом в концерте больше к ней не возвращаться[5]. Эннио Морриконе не раз выступал не только в Москве, но и Санкт-Петербурге, с которым итальянцев связывает историческая любовь. Вот, что говорил композитор о своих концертах в России: «Я очень рад возможности снова оказаться в России, в Санкт-Петербурге и Москве. Прошло несколько лет с тех пор, как я был там последний раз, и я переполнен эмоциями в преддверии этой проездки»[6]. Музыка итальянского композитора киномузыки к сериалу «Спрут» стала популярной не только на родине Италии, но и в Советском Союзе. В сюжете фильма раскрывается противостояние сицилийской мафии и полиции Италии. Поднятая социально-криминологическая проблема проникла в глубины общества, и показ фильма сопровождало некоторое напряжение и удерживалось внимание многочисленных поклонников фильма. Сюжет сериала «Спрут» актуален и для России, помимо эстетических качеств, проявленных в кинематографическом мастерстве авторов фильма.
В честь 85-летия Э.Морриконе совершил мировой тур, в программе которого были также концерты в Москве. Но перед мировым туром он поехал с концертами по городам родной Италии в честь 10-летия своей дирижёрской деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение.
Как же получилось, что итальянский композитор прошёл такой длительный и насыщенный творческий путь? Он вставал в 4 часа утра и в 8 часов приступал к работе. Его всегда вдохновляла природа и, он много времени проводил на воздухе[6]. Музыкальные пристрастия композитора были весьма разнообразны. Он писал музыку в стиле джаза, иногда авангарда, умел видеть лучшее в рок-н-ролле. Также у него много классических произведений.
Только на первый взгляд кажется, что сочинять музыку гораздо сложнее, чем работать над аранжировкой. Однако это совсем не так. Помимо владения основными музыкальными инструментами, в том числе и народными, аранжировщик должен уметь писать партии для каждого инструмента в отдельности. Одним словом, совмещать в себе музыканта и композитора. Причём делать это нужно настолько мастерски, чтобы музыкальное произведение звучало убедительно, несло в себе смысл и ярче раскрывало картинку на экране. Это не легко. Поэтому опытные аранжировщики ценятся на «вес золота». Таким «золотым человеком» и стал Эннио Морриконе для кинематографа. Например, в фильме «За пригоршню долларов», который имел оглушительный успех и прежде всего благодаря музыкальному оформлению, Морриконе впервые в этой ленте применил электрогитару, колокольчики и флейту.
Одним словом нельзя определить музыкальный стиль Морриконе. Ведь аранжировка каждого произведения самобытна. Где-то можно услышать национальный фольклор, где-то классику, джаз, где-то авангардное настроение или рок-н-ролл. Неоднозначен был композитор и в выборе инструментов. Он использовал довольно широкий набор музыкальных инструментов: от губной гармошки до электрогитары[2].
О своей работе над музыкой кино Э.Морриконе говорил: ««Работа на кинематограф – ценный опыт, давший мне шанс экспериментировать со своими идеями. Честно говоря, я считаю, что хороший композитор музыки для фильмов должен иметь полный набор знаний по композиции музыки и оркестровым техникам, а также обладать глубокими знаниями музыкальных стилей и языков»[4]. Сам композитор не мог выделить произведения, которые он любил больше всех. Каждый раз, когда он создавал музыку для фильма, он этому процессу отдавал всего себя. Конечно, дифференциация в отношении к своим произведениям у него была, но точно это сказать нельзя, потому что выделение наиболее нравившихся ему произведений менялось. Одна из красивейших композиций Морриконе звучит в кинокартине Серджио Леоне и Тонио Валери «Меня зовут Никто» (1973 год).
По мнению итальянского композитора, музыкальное сопровождение как бы ставит границы качества кинопродукции. Он говорил: «Невозможно спасти плохой фильм хорошей музыкой». Вот такое слияние качеств двух видов искусств−музыки и кино−и определило успех творчества Э.Морриконе: Главный ориентир его творчества−это качество. Он всегда старался открыть что-то особенное, не применяемое ранее. Эти слова итальянского композитора имеют глубокую теоретическую ценность для проблемы художественного творчества в целом, для всех видов искусств. Популярный афоризм широко распространён: «Гениальное всё просто». Однако простота−это не примитивность. Если связывать понятие «простоты» с эстетической доходчивостью, тогда нам становится понятно, почему музыкальные произведения прежних времён до сих пор сохранили популярность и привлекают современные вкусы. Такая простота наоборот направляет вкусы к более высоким эстетическим ценностям. Ведь если созданный образ красоты понятен и воспринимается только автором или небольшой группой людей, он не выйдет на дорогу развития духовного содержания и совершенствования эмоционального облика людей. Однако автор никогда не должен идти за массовостью популярности его произведения за счёт принижения эстетических качеств творчества. Гениальность творца в том и заключается, чтобы найти высокий уровень красоты и преподнести его так, чтобы он захватил как можно больше людей.
Выводы или заключение.
Подготовленная статья имеет большую значимость для отношений между Россией и Италией не только в области музыкальной культуры, но и в самом широком пространстве социума. Культурное пространство, которое стоит за итальянским композитором киномузыки Эннио Морриконе, очень широко охватывает российское общество на уровне положительных эмоций. Это не искусство для избранных, а искусство для всех. Безусловно, авторы статьи не отрицают и те участки культуры, которые имеют более локальное распространение. Такие локальные участки красоты всех видов искусств создают многоликую мозаику образов прекрасного, очаровательного, совершенного. И, в частности, из Италии идут в Россию совершенные образцы всех видов искусств: живописи, архитектуры, скульптуры, дизайна. Россия не замедляет с ответом на эту культурную коммуникацию из Италии. Это многолетняя историческая традиция взаимоотношений между странами.
В статье выделены теоретические позиции в творчестве Эннио Морриконе, которые преподносятся как ориентиры развития кино-и телемузыки, и через музыку всего киноискусства. И. конечно, как дань памяти именитому итальянскому композитору, читателям показано своеобразие его образа, которые необходимо понимать, не обязательно копировать. Главное, нужно понимать, как делать, тогда и проявится путь творчества, который будет вести к успеху. Творчество Морриконе очень обширно, и каждый, кто желает быть в этом многоликом пространстве киноискусства, телевидения, киномузыки, может найти стимул для развития своих способностей. Творческое кредо итальянского композитора приучает всегда искать новое, идти вперёд. Но главное−понять для себя, что такое качество, и в своей работе, и в трансфере этого качества на других. Понятие «качества» у Э.Морриконе не поверхностное, а глубинное. Это и объясняет то, что его музыка привлекает огромное количество людей. Каждый может найти в этом созданном им пространстве что-то своё, индивидуально его привлекающее.
Сопровождение музыкой таких видов искусств как кино и телевидение очень важно. Музыка как бы создаёт стандарты качества в кино и телевидении. Но, безусловно, это влияние взаимно. Понимать его односторонне−это ошибка. Эта теоретическая позиция была характерна для творчества Э. Морриконе.
Огромное пространство, созданное композитором, шло во времени вперёд. Сейчас, в связи с уходом его из реальной жизни у теоретиков искусства и музыкантов появляется время всё осмыслить и продолжить его опыт. Это должно быть обязательно новое. Не повторение. Особенность итальянского композитора состоит в том, что он всегда звал к открытию новых прекрасных горизонтов в мире искусства. И он будет продолжать это делать и после ухода его из реальной жизни. Эта статья положила начало внимательному изучению творчества Эннио Морриконе.